ПРИЛОЖЕНИЯ 

 

Новости Гостевая Арт сайта

От друзей

Фанфики

Карта сайта

 

 

НАРОДЫ, ИСТОРИЯ И ГЕОГРАФИЯ

 

Остериум (Остерик) 

Остерик (это и есть самоназвание страны, Остериум – более поздняя переделка на имперский лад) – представляет собой скорее город-государство, нежели страну. Общая численность населения не достигает и ста тысяч человек, из которых подавляющее большинство живет в главном городе, носящем то же название, а оставшиеся – в небольших городках и деревнях.

 Если верить мифам остеров, именно их земля и стала прародиной человечества, после того как Вис (именуемое имперцами Виртус) разделилось на Инсаар и Мать-землю. Никто не знает, правда ли это, но, судя по тому, насколько истощена земля остеров, она воистину стара.

 И потому остеры уверены, что родившиеся и живущие на этой земле более прочих угодны Инсаар. Именно им Быстроразящие от рождения дарят силу – как физическую, так и силу духа, – и быстрый и многогранный ум, а заодно награждают телесной красотой. И оттого остеры – даже знатные и состоятельные – предпочитают жить на родине, не стараясь переселиться туда, где земли щедрее и богаче, а уму и предприимчивости можно найти лучшее применение.

 Нужно отметить, что подобное мнение отнюдь не беспочвенно. Среди остеров действительно родится огромное число ученых – не менее чем во всех остальных землях империи вместе взятых. Математики и «читающие звезды», медики и философы – век за веком ученые остеров приносят в мир новое.

 Некогда Остерик был славен и своими воинами. Их умение записано на пергаменте, и по сей день обучающиеся военному искусству вспоминают Порфирия, написавшего первый трактат по тактике боя.

 Но времена воинской славы Остерика давно канули в прошлое. Воинской – но не иной! По сей день в Остерике помнят медика Сарториска, сопровождавшего Порфирия в битвах и сумевшего найти действенное снадобье от бича любого войска на марше – кровавого поноса. За это после гибели – Сарториск был убит в бою, когда остеры стремились покорить плодородные земли дикарей, позднее названные Лонгой, – медик удостоился чести, данной не многим:  на месте его гибели воздвигли базилику.

 Есть в Остерике и иные медики, прославленные не меньше – и их труды вполне окупаются. По крайней мере средняя продолжительность жизни там много выше, чем в империи, не говоря уже о лесах. Остеры живут в среднем до семидесяти лет, да и детская смертность среди них крайне и крайне низка – на сотню родившихся младенцев умирает едва ли трое.

 Остеры известны не только ученостью, но и ремеслами. Их гончары славятся по всей империи, а кузнецы (особенно  сребро- и златокузнецы) – и того паче.

 Но у каждой монеты, как известно, две стороны. Древность земли, уже не способной приносить обильные плоды, долгая жизнь остеров и нежелание покидать родину сыграли с ними дурную шутку – им приходится строго ограничивать прирост населения. И потому далеко не каждый остер имеет право жениться и даже взять наложницу. Для этого необходимо иметь стабильный (а то и большой) доход и ежемесячно платить налоги. Судьба же неимущих должников незавидна – их попросту продают в рабство, поскольку считается, что человек, не умеющий соизмерять свои траты и погрязший в долгах, лишен милости Инсаар и может принести гибель тем, кто рядом.

 Свой вклад в ограничение прироста населения вносят и философы, громогласно прославляющие мужскую любовь в противовес отношениям с женщиной.

 Иные народы, населяющие империю и знающие о верованиях и убеждениях остеров, считают, что бесплодие земли – наказание именно за это. Не может быть щедрой земля там, где не плодоносят жены, где с каждым годом рождается все меньше детей. И факты подтверждают их правоту.

 Некогда ученость была исключительно прерогативой храмовых жрецов. Они тщательно оберегали свои знания, и только жрец мог помочь разделить верно земельные наделы, предречь по приметам погоду, указать время сева или подсказать, что именно стоит сажать в этот год. Встарь людей лечили одни жрецы, и лишь после Сарториска стали появляться  «светские» медики, не служившие в храмах.

 Жили храмы в основном за счет пожертвований – и особенно богатые дары приносили за первый Ка-Инсаар мальчиков – совершенно варварскую процедуру, вызывающую возмущение у всех народов, населяющих нынешнюю империю (обряд подробно описан в романе «Даров не возвращают»).

 Но, по мере того как увеличивалась продолжительность жизни и, соответственно, уменьшалось число рождающихся детей, по мере того как вслед за медиками появлялось все больше «светских» математиков и инженеров, пожертвования скудели. И жрецы к основным своим занятиям прибавили еще одно. Отныне они не только приносят жертвы, но и обучают детей, выпуская их после учебы в мир, – а кому захочется терпеть рядом с собой потенциального конкурента? Вначале это были лишь дети соплеменников, позднее в храмы стали принимать и мальчиков иных народностей –  коренных имперцев и даже варваров. Главное – плати! В скобках замечу, что сумма обучения детей имперцев много выше, чем остеров, а уж плата, запрашиваемая с варваров,  –  обычно бывает больше раз в десять.

 

Царство Абила

 Абила расположена намного южнее империи, на самом побережье Теплого Моря. По сравнению с Остериком Абила – довольно густонаселенное государство. Населяющие ее абилы (абильцы – искаженное имперцами название) живут торговлей и сельским трудом, в основном скотоводством, поскольку засухи и отсутствие дождей препятствуют успешному земледелию. Столица царства, город Хедас[1], стоит, в отличие от принятого в империи, на окраине страны, а не в центре, – и прямо на берегу моря. Побывавшие в Хедасе торговцы с восторгом и страхом повествуют о почти стопятидесятитысячном городе, окруженном массивной стеной, общая длина коей приближается к тридцати пяти риерам, а высота в некоторых местах достигает двадцати пяти куффидов[2]; о двух рукотворных гаванях, к одной из которых причаливают торговые корабли, а в другой стоят боевые галеры и биремы (общее их число, по слухам, достигает двухсот пятидесяти, но наверное этого сказать нельзя); и о великолепном храме Быстроразящим, установленном в центре города. К храмовым постройкам относится и башня высотой в сто шестьдесят куффидов – выше ее нет на сегодняшний день строений в мире. Ученые, жрецы и предсказатели поднимаются туда для чтения звезд, а морякам она служит маяком.

 Абилы – не коренные жители населяемых ими земель. Судя по легендам, они некогда жили на острове, расположенном в самом центре Хем, как называлось в старину Теплое Море. Величина острова была такой, что нужно было не менее трех месяцев идти, дабы пересечь его из края в край. «Народ упрямый и непокорный, – гласит легенда, – в гордыне своей возомнил, что стоит выше Быстроразящих, и нарушал установления их, елико возможно. И восстала земля, и пламенем окутались горы, и тек огонь на землю, а море нахлынуло на берег, накрыв возомнивших себя выше мира. Тех же, кто соблюдал законы, помня место свое, а равно женщин и детей, не тронул гнев Неутомимых, и смогли они, погрузившись на корабли, достичь земли». Никто не знает, что тут было в действительности, а что – преувеличение, но факт остается фактом: Аб, земля переселенцев, действительно была уничтожена самым страшным за всю известную людям историю извержением вулкана вкупе с землетрясением, а море, поменявшее уровень, залило земли. Из многочисленного цветущего народа спаслось не больше пятидесяти тысяч – действительно в основном женщины и дети, – тогда как из мужчин уцелел едва ли каждый сотый. Спасшиеся успели добраться до кораблей и, пережив долгий шторм, сумели достичь суши.

На берегу измученных беглецов встретили местные жители, согласившиеся выделить потерявшим дом и пострадавшим от гнева стихий участок земли для постройки их поселения. По предложению Элиссы – вдовы Дидона, последнего царя страны Аб, –  искать место для нового жилья был послан бык, священное животное Неутомимых. Там, где бык  устал и лег на землю, и был возведен город, названный переселенцами Хедас, а в память о выбравшем место животном все городские ворота по сей день украшают барельефами с бычьей головой.

Вокруг города постепенно выросло государство, нареченное жителями Абилой –  по имени их прежней родины. Нужно сказать, что абилы «достойно» отблагодарили встретивших их коренных жителей побережья, частично уничтожив их, а частично – насильно ассимилировав. От тех не осталось ни языка, ни легенд.

 Народ абилов довольно быстро восстановил прежнюю численность и силу. Однако катастрофа, какую им пришлось пережить, оказала серьезное влияние на их обряды и верования. Коль скоро мужчины, в гордыне своей не способны были управлять государством разумно и тем самым навлекли и на себя, и на весь народ гнев Быстроразящих и Матери-земли нашей, следовательно, мужчинам нельзя давать в руки всю власть и возможность править безраздельно. И потому нынешний царь Абилы не может властвовать самостоятельно, но вынужден искать одобрения своим решениям у Совета Мудрейших, в который входят двадцать женщин знатных родов – женщин, уже принесших миру многочисленное потомство и неспособных более к деторождению по причине почтенного возраста. Следует отметить, что это не матриархат в его классическом значении – Совет Мудрейших не имеет права сам принимать законы, как не может и навязать свои решения царю. Он лишь способен одобрить – или не одобрить – решение царя и подсказать ему разумный компромисс, коль скоро тот не согласен с советом, что, впрочем, бывает довольно редко. В других местах абильский обычай считается дикостью – женщине не дело вмешиваться в государственные дела! – и потому Совет Мудрейших вызывает у соседей поток ехидных насмешек. Чаще всего в других краях его именуют «советом старух».

 В Абиле сухой и жаркий климат, и потому землю возделывать в этих краях затруднительно. Из выращиваемых культур особо стоит отметить виноград – знатоки уверяют, что абильское вино по вкусу много лучше гестийского. Больше всего эта земля подходит для разведения скота, причем особое внимание  абилы уделяют стадам тонкорунных овец, которых стригут, выделывая тонкую, очень высокого качества шерсть.

 На севере Абилы рядом с бывшей провинцией страны (а ныне – провинцией Риер-Де) Перунией расположены многочисленные копи, богатые золотоносными породами.

 Абилы – прирожденные торговцы. На своих кораблях они доходят почти «до окоема мира», продавая собственные товары, выискивая новые рынки и покупая, соответственно, товары для себя. Особенно ценится в Абиле тонкий лен из Лонги.

 Но не стоит считать абильцев мирным народом. Это сильное и воинственное племя, и войска Абилы немногим уступят армии Риер-Де. Некогда царство, сурово страдающее от засухи, было завоевано империей – тогда еще молодой и сильной. Но Абила оставалась в подчинении ривов не более пятидесяти лет – позднее царь Арамей поднял восстание, самолично убил консула, а его легионеров приказал безжалостно уничтожить. С тех пор Абила – независимое государство.

 Промышляют абильцы и морским разбоем, что неудивительно – море и мореходство они знают, как никто.

 

Перуния

 В отличие от Абилы и Остерика земли Перунии щедры, а климат –  довольно мягок, что делает ее подходящей и для разведения скота,  и для земледелия. Ни в одной провинции империи не выращивают таких плодов и ягод, нигде не вызревает такой  сладкий виноград, ни одна страна не может похвалиться таким урожаем злаков.

 Кроме того, недра Перунии  изобильны дарами, умножающими богатство перов (самоназвание народа, ривы зовут их «перунийцами»). Однако сокровища этой земли давно кололи глаза соседям – особенно  золотые и серебряные копи. Так удивительно ли, что именно эту провинцию всегда хотели покорить сопредельные государства?

 Самостоятельной страной Перуния оставалась не так уж долго. В разные времена ее захватывали войска Остерика и Абилы – но, к чести перунийцев, им всегда удавалось вернуть себе свободу. Лет за двадцать до завоевания Абилы империей перы подняли восстание под водительством Барокха, проявившего себя опытным воителем и умелым стратегом, и добились независимости, несколько лет подряд отбрасывая назад  абильские войска.

 Но Абила вовсе не хотела терять столь плодородные земли, а людские ресурсы Перунии были ограничены, и потому потомки Барокха, желая сохранить самостоятельность, обратились с предложением союза к империи. За поставки (практически дань, поскольку оплачивались эти поставки чисто символически) и долю в золотых копях империя обязалась держать в Перунии легион и защищать эти земли от нашествия абилов. Впоследствии стало ясно, что перы просчитались, поскольку требования дани становились все непомерней; потеряв же Абилу с ее золотодобычей, имперцы просто решили полностью завладеть столь богатым краем и объявили его своей  провинцией. Перунийцы отстаивали свою землю отчаянно, но, увы, безуспешно. Ополчение перов не могло выстоять против регулярной армии, и два легиона ривов разбили повстанцев в нескольких сражениях. Но перунийцы не желали смириться с поражением,  пока наконец Гай Каст не сломил их сопротивление окончательно, использовав способ уже опробованный в Абиле – он распространил среди перов чуму. Жестокая болезнь подкосила восставших, Перуния была покорена, а местное население – частично обращено в рабство, частично уничтожено. На опустевших землях обосновались имперские переселенцы, и оттого Перуния на сегодня – одна из самых мирных провинций, ведь коренного населения там осталось не более трети.

Перы – образованный и развитой народ, а их внешность не сочетается с принятыми в империи канонами красоты, поэтому перунийских рабов ривы используют, как правило, в качестве учителей, воспитателей детей, управителей хозяйств – и очень редко непосредственно для развлечений.

 

Кадмия

Кадмия – одна из старейших провинций империи и одна из самых беспокойных. Мятежи там происходят с частотой раз в несколько лет, и потому империя вынуждена держать в провинции довольно сильный гарнизон.

Размеры Кадмии относительно велики, но плотность населения не очень высока – немалую часть ее занимает горный хребет. И потому абилы, имеющие давние и прочные связи с кадмийцами, предпочитают добираться до провинции морским путем – через Теплое море, а потом вдоль побережья Вечернего.

Население земли Кадам (самоназвание провинции, в отличие от имперского – Кадмия) смешанное. Летописи гласят, что некогда беглецы из страны Аб – еще до катастрофы, погубившей остров, – в поисках новых земель и новых рынков, дошли до Вечернего моря и нашли там удобные стоянки и тучные угодья, на которых в изобилии паслись дикие козы[3].

Поселенцы остались на новом месте, построив город Керт (по-имперски – Керта), ныне столицу провинции, и смешались с коренным населением. Впоследствии в этот народ влились и жители соседней Этрики, бежавшие от холодных дождей и голода, и жители острова Бринии, что расположен в дне пути от западной оконечности материка.

Кадмийцы, как и лонги, – воинственный народ. Прирожденные воины, они нередко идут в наемники, и армия Абилы на треть состоит из кадмийских лучников и пращников.

Гористая местность и большое количество лесов затрудняют возделывание земель, и потому кадмийцы, как и жители Абилы, занимаются в основном скотоводством. Особенно широко они разводят коз, и мягкая пушистая шерсть, выпряденная из руна местных пород, славится не меньше абильской.

 

Трезены

Трезены обитают на самом севере материка – на побережье Ночного (другое его название – Холодного) моря. Это наиболее многочисленная и наименее развитая народность среди всех, населяющих материк, почти единственная, сохраняющая первобытнообщинный строй. Притом к любым изменениям в их жизни трезены относятся с огромным подозрением: как можно отступать от обычаев, освященных пращурами?

 Край трезенов – сплошные горы, скалы и ущелья, и потому этот народ до сих пор чаще всего живет в пещерах и почти не строит домов – ни каменных, ни тем более деревянных (строевой лес там редкость). Недостаток земель, пригодных для пахоты или выпаса скота, объясняет бедность трезенов. Живут они в основном охотой, но добычи не хватает, и оттого  в этих землях широко распространено людоедство.

 Каннибализм, возникший поначалу из-за нехватки пищи, с веками принял характер ритуального. Съедают как врагов и пленных, так и уличенных в преступлениях. При этом наиболее страшным грехом у трезенов почитается кража. Воров обычно приносят в жертву Быстроразящим – отводят связанных преступников на особые  площадки в скалах, где  и  оставляют для жертвоприношения. Данная казнь пугает всех трезенов – но, тем не менее, искоренить воровство крайне сложно, потому что иного способа разжиться наиболее ценной для них вещью – железом – попросту нет. Купцов среди трезенов крайне мало; некоторые из них изредка торгуют с соседями келлитами или жителями севера Риер-Де, обменивая мех на орудия труда, железо и хлеб, но торговцы чрезвычайно рискуют: по убеждениям трезенов, торговля – не то, что заповедовали пращуры. Поэтому уличенный в столь неблаговидном деле тоже повинен смерти – его либо съедают, либо приносят в жертву.

Промышляют трезены в основном набегами – «южные слабаки», по их мнению, для того только и существуют, чтоб их грабить.

Однако, как ни парадоксально, естественная смертность среди трезенов относительно невелика, а рождаемость высока – и очень.

Трезены – могучие воины. Они очень выносливы, неприхотливы и мужественны. Часть воинов перед боем принимает отвар галлюциногенных грибов, помогающих  им впадать в неистовство в битве и не чувствовать страха, усталости и боли. Впрочем, есть среди трезенов и воины – и их куда как немало! – достигающие подобного состояния без всяких искусственных возбудителей.

Сражаются трезены в основном боевыми топорами, булавами или тяжелыми копьями. Мечи они считают детскими игрушками, а лук, по их мнению, приемлем для охоты на птицу, но никак не для боя.

Вождь у трезенов – только избранный, им становится наиболее сильный и удачливый мужчина  племени. Передавать власть по наследству он не может – сыну вождя после смерти отца придется отстаивать свое главенство наравне с другими претендентами.  А при неудаче в бою или на охоте любой имеет право бросить вождю вызов и попытаться оспорить у него главенство над племенем.

 

Лонга

 Провинция названа по имени главной своей реки – «лонга» означает «большая, длинная». Река Лонга берет начало в землях трезенов и впадает в Теплое море, практически пересекая половину континента с севера на юг. Близость Лонги и ее многочисленных притоков (наиболее значительные из них – Йона на юго-западе и Веллга на северо-востоке) обуславливает обильную растительность в пойме, и потому населяющие их племена называют еще «лесными народами».

 Наиболее сильное племя этих земель – народ лонгов. Известно, что они некогда обитали по обоим берегам реки, селясь вокруг нее довольно тесно. Лонги – народ достаточно развитой; живут они прежде всего охотой и примитивным земледелием: как правило, забрасывают прежнюю делянку и принимаются возделывать новую, едва земля истощится; хотя в поймах рек хозяйствуют более продвинутым способом. Из посевных выращивают в основном злаки, а также лен и коноплю. Возле рек Йоны и Веллги расположены копи, где добывают руду, но следует отметить, что руда эта с большим количеством примесей, и потому выплавляемое железо относительно низкого качества.

 За сто семьдесят лет до описываемых событий на этих землях появились первые имперские поселенцы. Большей частью они оседали на западном побережье Лонги – там, где леса росли реже, а земли были плодороднее, что позволяло пришельцам не только сеять и снимать с них урожай, но и откармливать скот.

 Лонги и другие местные племена встретили ривских переселенцев крайне враждебно – прежде всего из-за вырубки лесов, глубоко почитаемых местными жителями. Однако куда более совершенное оружие, а также наличие регулярной армии и милиции, как и превосходство в знаниях, помогли переселенцам удержать захваченные земли и продолжить экспансию на запад, твердо закрепившись на западном берегу Лонги. Появившиеся города-крепости (Гестия и Миарима, затем – Саунт-Риер) позволяли имперцам отсиживаться во время набегов лонгов за стенами, а потом и сокрушать разрозненные и плохо вооруженные лесные дружины.

 При преторе Диокте Мартиасе, спустя семь десятков лет с появления ривов у западного берега Лонги, вся территория Предречной (Западной) Лонги была покорена, а оставшиеся исконные жители ушли за реку и укрепились в становищах на территории Заречной. Диокт сумел овладеть плацдармами и за рекой, однако не смог продвинуться дальше – недавно избранному вождю лонгов, Райну Астигату, удалось организовать достаточно серьезное сопротивление захватчикам. По легенде, Райна поддерживали Инсаар, но никто точно не знает, правда ли это. В любом случае, после смерти Райна сопротивление пошло на убыль – возможно, из-за междоусобицы среди лонгов, а возможно потому, что сын Райна, Вильдан, не обладал ни талантами, ни личным обаянием отца. Имперские войска заняли наиболее важные стратегические точки Заречной Лонги, и местные жители на долгие годы подпали под власть Риер-Де и были вынуждены платить дань имперским сборщикам.

 Подобное положение сохранялось более пятидесяти лет, пока сын Вильдана, Брендон, впоследствии прозванный Великим, не начал собирать все лесные племена под свою руку, сделавшись уже не просто вождем лонгов, но правителем племенного союза лесных народов. В течение многих лет Брендон, признанный вождем еще практически при жизни отца, сколачивал свое войско, пользуясь всеми достойными – и не слишком! – способами. Вождь даже пошел на союз с  извечным противником лонгов – имперской администрацией Предречной – и воспользовался договором о совместных военных действиях против трезенов и келлитов, чтобы заманить ривов глубоко на территорию Заречной Лонги, где и ударил имперцам в тыл. Легионы, возглавляемые консулом провинции Гнеем Максимом и претором Луцием Арминием, были разбиты наголову, а Заречная Лонга полностью освободилась от имперских войск.

 

Племенной союз Заречной Лонги

 Лонги, как уже было сказано, самый многочисленный и наиболее развитой народ племенного союза. Кроме богатых традиций устного творчества, у них имеется еще и собственная руническая письменность.

 В отличие от лонгов, второе наиболее многочисленное племя, входящее в союз – келлиты, – развито  куда меньше. Никто не знает, откуда идут корни подобного различия двух, по сути, родственных народов, но не будет ошибкой предположить, что причина – в близости поселений келлитов к трезенским границам: келлиты, вынужденные постоянно отбиваться от нападений людоедов, были не в состоянии посвящать достаточно времени тому, что ривы, ценящие не одну только воинскую доблесть, но  и умственные занятия, именуют «деятельным досугом». Впрочем, близость дикарей оказала и некое духовное влияние на народ келлитов – они, как их соседи трезены, считают, что каждому народу должно всемерно блюсти заветы предков, не отступая от них ни на шаг, а заимствовать нечто – будь то культура, медицина или приемы боя у врагов – дело, противное духам пращуров.

 Прочие лесные народы малочисленны. Племенной союз Заречной Лонги включает порядка десяти племен, однако два из них уже потеряли собственное название и зовутся просто лонгами. На момент заключения договора с Предречной Лонгой в племенной союз Заречной, кроме самих лонгов,  входили келлиты, а также дайры, мораны, трайвелины, лигидийцы, койраты, терены и туры. Примечательно, что лишь первых два племени имеют в союзе внушительный вес вследствие общей численности, размера угодий и количества мужчин, способных держать оружие. Однако племя лонгов куда больше и сильнее любого другого народа Заречной. Объединение племен начал Брендон Астигат (Великий), женившись на единственной дочери известнейшего вождя одной из дружин лонгов – Изейи Храброго. Все сыновья Изейи погибли на войне, и зять стал выбранным наследником, получив и дружину, и охотничьи угодья тестя и прибавив их к унаследованным от собственного отца. Удача и отличное управление привлекли на сторону Брендона других вождей лонгов, а позже Великий заключил союз с дайрами и моранами – небольшими племенами, искавшими защиты от более сильных соседей. Через четырнадцать лет после рождения Севера Великий Брендон договорился с вождем келлитов о постоянном военном союзе против трезенов, а позже – и о союзе против империи Риер-Де. Брендон намеренно не желал скрепить союз на Ка-Инсаар, поскольку испытывал серьезные сомнения в верности вождя келлитов и собственном желании придерживаться условий договора всю жизнь. Фактически он собирался запретить своему первенцу, уже тогда считавшемуся наиболее вероятным наследником вождя, заключать обрядовый договор со старшим сыном вождя келлитов, но в силу субъективных причин не смог вовремя отговорить Севера Астигата от Ка-Инсаар. Долгое время лонги и келлиты оспаривали друг у друга влияние в Заречной, но в настоящий момент келлиты практически полностью зависят от своих более сильных соседей, всегда проживавших  в опасной близости к границам остеров и ривов, но зато и успевших  цивилизоваться  гораздо более  прочих лесных народов – в том числе и под воздействием  имперцев.

 После первой убедительной победы над Риер-Де в битве под Трефолой в племенной союз на условиях вассальной верности вступили трайвелины, койраты, терены и туры – племена, способные выставить от пяти до двадцати «копий» воинов (в «копье»  входит пятьсот человек). Последним племенем Заречной, на условиях обрядового союзного договора вступившим в союз, были лигидийцы. Таким образом, на момент начала «Даров не возвращают» в «варварской» Лонге осталось всего три свободных племени, и еще одно, чрезвычайно малочисленное и потерявшее всякое значение, – в Предречной. Из трех оставшихся два также не представляют никакого интереса в военном и торговом отношении и могут в любой момент потерять остатки самостоятельности. Но племя нойров, живущее на южной оконечности провинции и в течение многих веков смешивающееся с другими народами, а потому отличающееся от прочих лесных жителей в плане этнической принадлежности, все еще свободно и имеет некоторый вес (их земли расположены возле Остериума).

 Следует подчеркнуть, что никакого наследственного права в Заречной Лонге до момента объявления ее керлатом (королевством) не существовало. Имущество старшего в роду после его смерти делилось поровну между сыновьями, но так как обычно все добро заключалось в шкурах, оружии, наложницах и редко – рабах, то особых проблем никогда не возникало. На земли, строения, земные недра и прочее имела права лишь вся община целиком; однако захваты земель более сильными дружинами случались постоянно.

 Вожди племен и племенного союза получали власть исключительно путем свободных выборов – Великой Воли; а голосовать на них могли только взрослые свободные мужчины, совершеннолетие  коих отсчитывалось с первого Ка-Инсаар. Первый керл (король) Заречной Север Астигат навсегда уничтожил демократический подход к власти и собственности, т.е. завершил начатое его отцом.

  

Империя Риер-Де

 История Риер-Де, в отличие от истории большинства других народов, населяющих материк, насчитывает много веков. Первые упоминания о ривах (наиболее многочисленное и воинственное племя, от которого и произошли современные коренные народности империи) можно встретить в летописях остеров. Согласно им, «ривы злобны и необузданны, неукротимы в своих желаниях и жестоки, а также весьма дурно обучаемы». Неизвестно, правда, можно ли считать данное свидетельство объективным, ведь всего за несколько лет до появления данной записи остеры пытались завоевать земли ривов, но были остановлены местными жителями, отчаянно сопротивлявшимися захватчикам.

 Однако не прошло и двух веков, как ривы, у которых к тому времени уже была создана государственность, сами заняли Остерик, воинская слава коего осталась в прошлом. И, как нередко бывает, победители едва ли не целиком восприняли богатую культуру остеров, за исключением разве что обрядов лишения девственности, каковые они почитали дикостью и варварством.

 С началом завоеваний страна усиленно развивалась. Ривы строили новые  многочисленные поселения, с немалой жестокостью подчиняя окрестные племена, родственные им (от этих племен не осталось ни воспоминаний, ни языка). Особой жестокостью отличался Торквиниан, вождь, захвативший первые провинции будущей империи – Иерусу и Сфелу – и вторгшийся в Перунию. Попытка захвата Перунии, однако, успехом не увенчалась; Торквиниан был убит (собственным сыном Романом, если верить легендам). Так это или не так – неизвестно; единственное, о чем сообщают летописи:   перед тем, как сложить с себя власть и передать ее племяннику Лукрецию, сыну своей сестры, вождь Роман произвел важное преобразование. Свое родное поселение Лифту, основанное лет за сто пятьдесят до этого события, он велел обнести стеной. Таким образом, Лифта обрела статус города и получила новое имя – «Риер-Де», буквальный перевод которого означает «многие риеры». Преемник вождя Лукреций объявил себя императором, посчитав, что  завоеванных земель для такого титула вполне достаточно. Впоследствии Риер-Де сделалась столицей развивающейся империи и обрела дополнительное имя – и даже не одно: Всеобщая Мера, Средоточие Мира и Отец городов. Лукреций сохранил Совет вождей, созданный Торквинианом. По закону император не имел права принимать важнейших решений, затрагивающих судьбу страны, без одобрения Совета. Однако позже постановления этого органа, переименованного в Сенат, стали чисто номинальными.

 Захватническая политика империи Риер-Де продолжалась в течение долгих веков, перечислить наиболее известных имперских стратегов ныне не представляется возможным, а последнее столетие породило их множество. Например, Диокт Мартиас, по прозвищу Фавст (Счастливый Зверек, иначе: Счастливая Куница), после завоевания Предречной Лонги и трети земель трезенов с небольшим числом преданных ему легионеров сумел осуществить военный переворот и штурмом взял столицу собственного государства. Его двоюродный племянник Гай Каст присоединил к империи три провинции, способствовав обороне ее рубежей от беспрестанных набегов со стороны так называемой Земли Тигра. Аней Вестариан успешно начал покорение Бринии, а стратег-плебей Илия Стоик в течение ряда лет удерживал Кадмию и покорил Этрику. В настоящее время в Риер-Де входят двадцать две провинции, но статус их заметно различается. Коренными землями народа ривов считаются лишь окрестности Отца городов и несколько областей вокруг, все же остальные территории принято считать завоеванными и покоренными, а их население значительно понижено в правах. Существует также ряд подзаконных актов, так или иначе свидетельствующих о различии прав жителей провинций и метрополии, даже если данные жители веками были  подданными империи. Сегодня некоторые провинции входят в империю лишь номинально – например, Остериум, Лонга и отдельные области Кадмии, – но во многих областях власть Риер-Де абсолютна.

Структура власти в империи основана на принципах, странным образом сочетающих в себе формальную демократию – наследницу былой власти общин – и абсолютную монархию. Например, все высшие должности, включая императорскую, считаются выборными, однако на практике тот или иной пост занимает лишь представитель определенного класса общества. Скажем, ни сенатором, ни претором, ни консулом, ни даже магистратом нельзя стать, не получив одобрения центральной власти, хотя предварительно проводятся выборы. Прямые выборы императоров прекращены примерно триста пятьдесят лет назад, но существует масса законов, на бумаге принуждающих кандидатов соревноваться друг с другом. Риер-Де – жестко классовое общество. Права и обязанности различных классов разнятся очень сильно, существует множество предпосылок для законодательной дискриминации рабов, плебеев, некоренных, «пустых», женщин, незаконнорожденных, несовершеннолетних и прочее. На ряд должностей действуют жесточайшие ограничения по половым, национальным, кастовым и имущественным признакам. Так, например, нельзя выставить свою кандидатуру на должность консула, не имея доказательств своего происхождения от Двадцатки и, как минимум, сорока тысяч риров годового дохода. Для должности сенатора необходим доход не менее ста тысяч риров в год, должность магистрата требует наличия не менее трех-пяти поколений предков, постоянно проживавших в данной местности, занесения имени кандидата в Списки свободных (куда входят и плебейские рода) и не менее пяти тысяч риров годового дохода.

 В старину аристократом Риер-Де мог числиться лишь человек, известный своим происхождением от Двадцати родов вождей ривов, чьи представители принимали участие в избрании первого императора Лукреция. Но сегодня из-за практики принятия в род и усыновления чистота крови фактически недоказуема и потеряла свое значение. Большую роль в усложнении структуры высшего класса Риер-Де внесли многочисленные реформы, ставящие своей целью ограничение власти крупных землевладельцев. Теперь аристократом считается тот, чьи предки (или он сам) получили родовой наручень из рук императора. Однако старая знать не признает новую, хоть и вынуждена с ней считаться. «Градации знатности» внешне определяются количеством завитков на родовом наручне;  считающие свое происхождение от Двадцатки носят на запястье не менее двадцати завитков, а  двадцать пять надевает только император. Из-за очень расплывчатых формулировок наследственного права, не признающего старшинство в роду, Риер-Де не раз сотрясали перевороты в верхушке общества. Так, в начале нынешнего века очень знатный и составивший себе славу и богатство в покоренных провинциях претор Предречной Лонги Диокт Мартиас Фавст силой захватил трон и сверг тогдашнюю династию – уже четвертую от образования империи, – став основателем ныне правящей династии Мартиасов.

 В настоящее время империя не присоединяет новые земли. Постоянные бунты в покоренных провинциях и неуплата жалованья легионерам способствуют повсеместному регрессу и отделению ряда провинций. Но Риер-Де – несмотря на упадок последних десятилетий – наиболее развитое в военном, торговом, промышленном и т.д. отношении государство материка, и до сих пор считается единственной державой, имеющей выход сразу на четыре моря. Население Отца городов с пригородами приближается к миллиону человек, столица является сосредоточием наук и ремесел. В культурном отношении Риер-Де также оставила соседей далеко позади. В империи неоднократно предпринимались попытки введения поголовной грамотности, в том числе – женской, однако на сегодня лишь 20-25 процентов населения могут назвать себя грамотными. Единственный повсеместный религиозный культ Риер-Де – вера в Инсаар Быстроразящих, и ни в одной стране нет таких четких рамок, в которые загоняется исполнение имперских обрядов. Тем не менее, невероятно активные карательные санкции нелюдей по отношению к коренным жителям империи общеизвестны, что и питает слухи о некоем проклятье, тяготеющим над государством. Вопиющий случай «нелюбви» Инсаар к Риер-Де произошел в середине столетия, когда после нарушения императорским сыном закона Неутомимых (наследник изнасиловал семилетнего ребенка) Инсаар за одну ночь иссушили и убили почти всю мужскую часть императорской фамилии, а также большинство придворных и обслуги мужского пола.

 Вместе с официальным культом поклонения Инсаар и обрядами существуют повсеместные и так же признанные на государственном уровне культы Матери-Природы (Натуры), Любви, предков и так далее.

 

****

ЗАКОНЫ, ОБЫЧАИ

 

Белые законы

Белые законы регулируют социальный статус, половые связи, любовные и брачные союзы на всей территории Риер-Де, включая провинции, а также большинство бывших провинций. С теми или иными вариациями Белые законы (БЗ)  –  названные так, потому что впервые были написаны на белой воловьей коже, – с момента своего первичного издания в 691 году от основания Отца городов Риер-Де признаются наиболее действенными и прогрессивными большинством законников, философов, жрецов и правителей. Белые законы четко разделяют законный брак и иные формы отношений, в большинство случаев отдавая предпочтение законным женам и наследникам перед любовниками, любовницами и так далее.

В части брачного законодательства – а вступить в брак могут лишь мужчина и женщина – законы весьма консервативны и не признают полигамии. Мужчина может иметь одновременно только одну жену, женщина – только одного мужа, однако мужчина наряду с женой может иметь свободную любовницу, наложницу или рабыню (пленницу). Развод, инициатором которого выступает муж, согласно БЗ в большинстве случаев не является трудоемкой процедурой, и его единственным условием остается соблюдение имущественных прав бывшей супруги и ее детей. Брак может быть расторгнут и по инициативе жены, но лишь при нескольких условиях: неисполнение супругом супружеского долга, отказ подарить супруге детей, трусость на поле боя, а в некоторых провинциях – еще и недостаточное усердие в исполнении обрядов. Считается, что нарушающий волю Быстроразящих может навлечь на всю семью гнев Инсаар. Отличие от земного законодательства заключается в более мягком и уважительном отношении к женщине – это обусловлено культом Матери-Природы (Натуры) и четким пониманием огромной роли женского начала, которое – вместе со служением Инсаар – составляет,  согласно религиозным представлениям, необходимую совокупность условий выживаемости мира. Так, убийство женщины по тяжести приравнивается к убийству свободного мужчины. Виновный в данном преступлении должен понести тяжелое наказание, в зависимости от условий совершенного: от большого денежного штрафа до смертной казни.

Дети обоего пола (девочки – лишь до своего замужества) считаются собственностью главы семьи. Старший в роду может распорядиться жизнью, свободой и состоянием ребенка по собственному усмотрению. Однако после первого Ка-Инсаар мальчик признается взрослым и подпадает под юрисдикцию общего права. Первичное совершеннолетие, после которого мужчина может заключить брак по собственному усмотрению, вступить в любовную связь, продать себя в рабство или уйти на войну – отсчитывается с первого обряда, сколько б мужчине не было биологических лет. Полное совершеннолетие в Риер-Де считается с 21 года, после этого мужчина полностью распоряжается своим имуществом и вправе занимать любую должность, на которую может претендовать в соответствии с принадлежностью к тому или иному классу общества. Так, например, консулом, претором, сенатором, купеческим или ремесленным старшиной, магистратом и др. нельзя стать, не достигнув 21 года. Но в некоторых провинциях возраст полного совершеннолетия снижен или наоборот повышен. Так, на территории Заречной Лонги после принятия БЗ полная правовая ответственность наступает в 18 лет, в Остериуме же – в 26.

Стоит подчеркнуть, что майоратного права БЗ не признают. Имущество чаще всего делится поровну между всеми сыновьями умершего, а при отсутствии таковых – между родственниками-мужчинами. Женщины также имеют закрепленную долю в наследстве, однако не могут распоряжаться собственным имуществом непосредственно, вне решения опекунов. Непрописанность наследственного права порождает массу столкновений между наследниками и часто служит причиной конфликтов, преступлений и даже войн, если речь идет о наследовании крупных угодий.

 Белые законы также регулируют иные половые отношения помимо брачных, что обусловлено распространенностью любовных союзов как гетеро- так и гомосексуального характера. Так, в случае сожительства (подтвержденного показаниями свидетелей) в течение года со свободным мужчиной либо свободной женщиной, последние могут претендовать на долю в наследстве – после того, как будет выплачена доля супруги и законных либо признанных отцом детей. На рабов и пленников это положение не распространяется. Сожительство в течение хотя б одного дня с юношей, (женщину закон обязывает содержать всегда), не достигшим полного совершеннолетия, обязывает содержать любовника во время всей связи, а также не причинять последнему физического вреда. Последние положения БЗ довольно часто нарушаются, в силу отсутствия свидетельских показаний и страха перед расправой. Также, согласно БЗ, в случае доказанного изнасилования, виновный платит жертве (или ее родственникам) виру, хотя в некоторых случаях изнасилование становится поводом для смертной казни, стихийной расправы или изгнания. Примечательно, что за изнасилование мужчины БЗ карают гораздо мягче, чем за изнасилование свободной женщины, тем более – девушки. Как известно, Инсаар внесли тут свою лепту, и изнасилование не прошедшего Ка-Инсаар, т.е. мальчика, не достигшего половой зрелости, а также инцестное изнасилование становится фактически невозможным или крайне редким, в силу знаний о том, что расправа за это неотвратима и чрезвычайно жестока. В любом случае, у всех народов, пользующихся БЗ, изнасилование ребенка и инцестное изнасилование, так же, как и добровольная кровосмесительная половая связь караются смертной казнью. В случае добровольного сожительства такого рода смертной казни подлежат, как мужчина (женщина), так и мальчик (девочка), поскольку «поправшим законы Инсаар все равно не жить».

 Некоторые параграфы БЗ прямо пропагандируют гомосексуальные связи в ущерб гетеросексуальным. Причина этого – в перенаселенности и недостатке ресурсов в некоторых областях Риер-Де, в том числе и в Отце городов. Так в Белых законах существует важнейший пункт, нарушение которого может повлечь за собой общественные кары. Это – запрет на создание семьи определенной, довольно широкой категории мужчин, называемых «пустыми». В праве жениться отказано всем, имеющим долги (сюда относятся и получившие долги по наследству);  приезжим (в центральных областях Риер-Де требуется не менее двадцати-тридцати лет оседлости, а иногда необходимо прожить два-три поколения в данной местности, чтобы тебя внесли в «Списки свободных»);  а также – военнослужащим (рядовым легионерам) до окончания срока службы;  подкидышам, не знающим своих родителей;  и тем, кому не хватает  средств на содержание семьи, причем размер нужных средств толкуется БЗ весьма широко, что порождает злоупотребления. Хоть Белые законы и не запрещают прямо мужчинам, подпавшим под действие запрета, заводить вне брака любовную связь со свободной женщиной либо с рабыней (пленницей), но на практике большинство «пустых» вступают в отношения со своим полом, поскольку у них не хватает средств на содержание любовниц. Общественное мнение крайне негативно воспринимает «пустых», ибо считается, что попавший в эту категорию «неугоден Инсаар» и не заслуживает право дать потомство. Точно так же «пустой» не имеет права занимать государственные и военные должности (выше десятника), избираться в органы власти и владеть земельными наделами. Бытует мнение, что «пустой» обязан искупить свои грехи истовой службой Быстроразящим на ложе с мужчиной, тогда его сила будет использована во благо.

 Существует также достаточно невнятный пункт, призывающий богатых и влиятельных мужчин вступать в брак и заводить потомство, но отсутствие наказания за безбрачие делает этот пункт бесполезным, и его исполнение отдается на добрую волю. Однако общественное мнение строго придерживается мнения:  состоятельный либо отменно устроенный в жизни мужчина обязан иметь семью. Но в самой Риер-Де, а также в Остериуме – в противовес «варварским» провинциям – рождаемость и численность семей неуклонно падает.

 Отдельным пунктом в БЗ помечены храмовые процеды. Процедом становится обладающий соответствующими данными ребенок-сирота, чаще всего подкидыш, не знающий своих родителей. Мальчиков и девочек отбирают для храмов в 3-7 лет, девочки проходят обучение примерно до 10-12 лет, мальчики до момента половой зрелости и первого обряда. После этого девочки используются в качестве обычных проституток, мальчики покупаются для проведения Ка-Инсаар, часто – на государственном или муниципальном уровне. В центральных областях империи большинство обрядов проводится с их участием. Чаще всего процеды живут при храме лет до 18-22, получая еду, кров и другое содержание, после чего храм избавляется от них путем продажи, либо попросту выставляет за дверь. Процеды могут быть выкуплены на волю в любом возрасте – если нет возражений у храма. Пока они живут в храме, жрецы достаточно строго следят за тем, чтобы никто из покупателей не причинял вреда их здоровью и внешности, но после продажи их дальнейшая судьба никого не волнует. Процедам наносится специальная татуировка под левым соском, и до конца жизни они обязаны въезжать в города через Срамные ворота (через которые вывозят мусор и нечистоты). Как правило, бывшие процеды пополняют собой криминальный мир больших городов. Однако известен ряд случаев, когда влиятельные горожане, выкупая процедов, вступали с ними в длительные союзы.

 

Ка-Инсаар

 Жертва (Дар) Инсаар – таково название обряда; у некоторых народов Ка-Инсаар (К-И) получило дополнительные имена, но смысл и первоначальное наименование его остаются неизменными. Точная дата его возникновения неизвестна, встречаются лишь изображения обрядов в наскальных рисунках и древнейших записях. Предположительно, первые обряды начали проводиться, когда люди заметили некую закономерность: как правило, после нападения Инсаар (изнасилования с отъемом силы) выживали те мужчины, что не оказывали сопротивления, подчиняясь мороку. Добровольные обрядовые совокупления мужчин между собой с посвящением жертвы Быстроразящим возникли практически одновременно и в древности имели схожую форму. В дальнейшем культурные и национальные традиции определили современную форму обрядов, однако традиции постоянно меняются, приспосабливаясь к требованиям времени.

 Согласно традиции, Ка-Инсаар требует добровольного участия и взаимного желания обоих участников, но с ростом завоеваний, а также с появлением большого количества пленных и рабов и пропаганды агрессии и превосходства, обряд у ривов – родоначальников коренных народов империи – изменился. В самой метрополии и провинциях коренные имперцы силой принуждают рабов и пленных к обрядам,  нередко убивая последних. Также повсеместно используются процеды – храмовые рабы; храм получает за них довольно значительную плату. К-И в метрополии и провинциях считается государственным мероприятием и проводится по распоряжению самого императора не реже трех-пяти раз в год (чаще всего перед севом, сбором урожая и т.д.). Высшие чиновники могут по собственному усмотрению объявлять К-И на подчиненной им территории. В силу индивидуальных и национальных особенностей ряд коренных имперцев, а также жителей провинций, используют и добровольную форму обряда.

 Большинство «варварских» племен проводят только и исключительно добровольные К-И, более того, изнасилование мужчины (как и женщины) считается оскорблением Инсаар, поскольку тем, по поверьям, претит насилие. И действительно – традиционно Инсаар чаще и более жестоко нападают именно на те области, где практикуются обрядовые изнасилования. Кроме того, практически все племена считают приемлемым приносить в жертву преступников, пленных, иногда рабов. У некоторых племен, например, трезенов, такая практика используется повсеместно.

 Остеры, в силу своих древних традиций, применяли различные формы К-И и в нынешнее время чаще всего используют для этой цели процедов, а также справляют обряд между собой.

 Есть еще несколько различий. Например, в стране Хат-Шет (самоназвание) или, как ее называют имперцы, Земле Тигра, охотники и воины устраивают облавы на мужчин проигравшего народа либо на рабов и пленников. При этом ускользнувший от преследования либо склонивший к пассивной роли преследователя получает свободу и награду. В царстве Абила, ввиду национальных особенностей (см. Абила), правом объявлять и регулировать К-И наделен только женский Совет мудрейших, в некоторых вопросах стоящий над царем. Абила – единственная страна, где женщины имеют право присутствовать на обряде, у большинства народов это категорически запрещено. Абильцы также практикуют смешанный тип обрядов.

 Инсаар с момента возникновения института обрядов всячески поощряли их проведение, иногда прямо помогая правителю, устраивающему наибольшее количество К-И. Однако существуют области и города, в которые Инсаар являются только для того, чтобы покарать преступившего их волю – в частности, последнее появление Инсаар в Отце городов Риер-Де было зафиксировано за 50 лет до описываемых событий. Согласно общему мнению, Инсаар не принимают Дары от жителей Отца городов, что не мешает последним исправно их приносить.

 В подавляющем большинстве случаев Инсаар никак не регулируют способ, место, время и количество участников обряда, но существуют три Нерушимых закона, за исполнением которых нелюди следят неукоснительно. Сила девственника отдается только Инсаар – с должным посвящением во время обряда. Ни мужчина, ни женщина не имеют права склонить не прошедшего обряд к половой связи, за насилие над девственником виновный немедленно умерщвляется. При добровольной связи смерти подлежат оба виновника, точно так же Инсаар карают за близкородственные связи (инцест). И хотя нелюдей интересуют лишь связи между мужчинами, люди перенесли запрет на инцест и на гетеросексуальные отношения. Но Инсаар не чужды справедливости и не расправляются с теми, кто нарушил закон, не зная этого. Третий запрет касается полной отмены К-И, правитель и (или) жители области отменившей обряды, подвергаются преследованиям в различных формах.

 Союзный договор К-И практикуется также с древнейших времен, но в настоящее время сохранил повсеместное распространение лишь в северной, центральной и южной группе племен, а также в царстве Абила. Возникновение этого договора тоже обусловлено наблюдательностью людей, заметивших, что убивший своего обрядового любовника, очень быстро и неотвратимо погибает. Когда и кем был заключен первый союзный договор К-И, неизвестно, однако в современной форме лишь посвящение Инсаар обоюдного Дара с последующей клятвой хранить верность на войне и в делах, по мнению большинства, способно закрепить обрядовые чары. Правитель заключает союзный договор К-И за самого себя, своих потомков, а также за свой народ. У народностей, применяющих такие союзы, инициатор разрыва договора, предательства и т.д. карается смертью вне зависимости от условий совершенного. Но, как правило, людская кара запаздывает, и нелюди или «законы природы» успевают первыми. После союза К-И жизнь обрядовых любовников протекает различно, а открывшиеся у некоторых сверхъестественные – «колдовские» – способности варьируются крайне широко, и всякие странности в поведении таких пар рождают бесконечные легенды и слухи. Однако в большинстве случаев союз К-И дает лишь гарантию прекращения военных действий и начала взаимопомощи. Многие жрецы полагают, что таким образом «мир хранит себя от войн».

 Большинство философов, медиков, естествоиспытателей и др. считают К-И всех видов полезнейшей и важнейшей частью общественной жизни человека. Ученые всех стран прямо пропагандируют обряды, указывая на физиологическую потребность мужчин отдавать свою силу для служения Инсаар (миру), а также умиротворяющий и способствующий взаимопониманию дух К-И, что при повышенной агрессивности и большом количестве мужчин крайне важно.


 

[1] Хедас (абильск.) – новый, обновленный.

[2] Куффид (имперское: кубит) – мера длины, равная ~ 45 см, локоть.

[3] «Кадам» – букв.: коза (абильск.).

 

 

 

Ориджи Гостевая Арт Инсаар

БЖД ehwaz

Фанфики

Главная

 

Департамент ничегонеделания Смолки©