ДЖИНДЖЕР МУЗЫКА ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ЛЮБВИ
Я уже писала
про Смолку и Смолке не раз – о своем восприятии ее чУдных текстов. Если собрать
все воедино... душа поет, когда читаю. Поет мелодии, написанные ею, и старается
не фальшивить в восприятии. Там так много всего... новые миры (ориджи) и
осторожное расширение авторского пространства (фанфикшен). Ее музыка незаметно
подталкивает к мысли, накрывает чувствами и поглощает по самую маковку и выше.
Бывает больно, горько, гневно. И все-таки очень счастливо. Талант? Слабо
сказано. А еще автор бережно лелеет своих героев, не тюремничая чрезмерной
опекой, позволяет им жить полнокровно, ошибаться, падать и снова вставать.
Учиться. Расти. И никогда, никогда не отнимает надежду на лучшее. Бескрайние
горизонты. Восхищаюсь.
Рецензия на
«Искры в пустоте»
Я дочитала
все, что есть на данный момент. И даже, пока ездила к деду, перевела дыхание от
первого, самого сильного удара поддых – когда сначала еще и боли не чувствуешь,
только воздуха в легких нет. Сейчас болит, ноет, просится на свободу... что-то.
А слов мало, мало, мало...
=Обрывки. По-другому
не смогу.))
***
Третья часть.
Оборотная сторона зеркала. Мир тот же – взгляд иной.
Там – земля,
полная жизни, здесь – Пустота. Там – молодое государство, набирающее мощь прямо
на глазах, здесь – умирающая, разлагающаяся Великая Империя. Там – люди, ищущие
любовь и помнящие о чести, здесь – люди, торгующие красотой, способные на любое
предательство ради власти, денег и просто от скуки. И все-таки, даже посреди
столичной мерзости, под гнетом общего купеческого духа, прикрытого саваном
благородного происхождения, есть они – Искры. Настоящие. Покореженные,
искалеченные системой. Но живые. Те, ради которых Инсаар Аоле щадит город, утонувший
в Пустоте. Пока щадит... Те, за которыми следила, замирая – как они борются,
ищут, теряют, ломаются, снова встают – и не сдаются.
Это
потрясающая история, в которой переплетено множество линий, в которой цепочка
прошлое-настоящее-будущее играет всеми красками, в которой нет черного и белого
– ни в одном герое, ни в одном событии. А какой язык... я говорю даже не об
абсолютной грамотности и красоте текста, но еще и об удивительном переплетении
отдаленно знакомой латыни и совершенно особенной авторской терминологии. Начало
первой главы далось непросто: обилие имен на "К" выбило из колеи.))
Но стоило освоиться, как все ожило, заговорило, задвигалось. Продумано все, в
том числе и мифология этого мира. ***
Да, конечно,
параллели с Древним Римом проводятся невольно. Сенат, император, имена,
легионы, принцип построения политической системы. Много чего. Однако
пространство Смолки – это действительно
ее пространство. Дело не только в том, что она ввела Инсаар в качестве
посредников между людьми и Миром. Инородные, существующие не по человеческим
законам. Боги, которым поклоняются. Жестокие убийцы. И – Дарособиратели. Без их силы Миру не жить.
Мне очень
понравилось, что все аналогии с Римом, благодаря наличию Инсаар и Даров как
таковых, выглядят иначе. И значение у повсеместной жестокости, развращенности,
издевательств над рабами, подмене религиозных обычаев ложными ритуалами совсем
другое. В чем суть Ка-Инсаар? Это ведь не поклонение богам, это питание Нитей
Мира Дарами. Так вышло, что люди не просто живут сами по себе, они еще и
Дароприносители. Причем исключительно мужчины способны делиться Дарами. Причем
секс – основной проводник. И Дары
должны быть принесены добровольно. Что происходит в Империи? Ка-Инсаар
постепенно превращается в праздник насилия. Имеют рабов, процедов, пленных.
Имеют со всей жестокостью, удовлетворяя собственную похоть, но никак не питая
Мир. Все знают легенду о Тезее. Когда-то на Крите бычья пляска была привилегией
знати – они выходили на арену, своей кровью приносили жертву Посейдону. Это
была честь – служить богу так. А потом, при развитии (развитии ли?)
государства, со всей Греции повезли на Крит дань – девушек и парней. И жертва
превратилась в зрелище. По некоторым легендам, именно за это разгневался
Посейдон в конце концов, династия Миноса погибла. Однако с Риер-Де другая
песня. Гнев богов – Инсаар – способен
уничтожить город, Пустоту. Возможно. Но карать они хотят не за то, что не
получают своей доли подношений. А за мир, который гибнет без Даров. Миру не
нужны кровь и боль. Миру нужен жар. Любовь. Согласие на жертву. И все
приобретает другой значение: смерть и горе, которые плодит Империя, вообще не
имеют смысла. Чудовищность гекатомб человеческих жизней еще более
отвратительна, чем кровавые пиршества боев гладиаторов.
***
В Дарах и Свитках
процесс поглощения имперского духа жизненным укладом Союза Лонги. Ассимиляция –
добровольная, по сути, с небольшими нотками принуждения. Имперцы не рабы – союзники,
равные. Единые возможности, единый закон, межнациональные браки. Новые
поколения уже просто лонгийцы. Перенятое от Риер-Де: бритье лиц, словечки
специфические, торговые обычаи некоторые, воинский устав и т.д. – это мелочи.
Правит дух Лонги, который чище, сильнее. Честнее, наконец. И у них куда больше
шансов на успех, пусть и война без передышки на несколько фронтов – с людьми и
нелюдью. А в Искрах другая сторона... Империя, построенная на рабстве,
кастовости, попрании и извращении религиозных традиций, где продается и
покупается все, где цена жизни человеческой – меньше чем ничего, погибнет. Или переродится. Если Данет успеет, а
Аоле подождет...
***
Два безумца,
между которыми нельзя не провести параллель: Кладий и Льют. Один вознесен выше
некуда, второй – почти на самом дне. Оба – жертвы системы. На императора
натянули венец посреди трупов, вытащив его, обделанного по самые уши, из-за
занавеси. А он не хотел. Не имел сил – ни нести свой крест, ни отказаться от
него. И учиться не стал. Правили за него, а он... всего лишь мужчина, сведенный
с ума мечтой – родить ребенка. Его
нижняя позиция – позиция слабого и не желающего действовать даже в постели. Но
при этом всесилен, хоть и формально... Опасен – непредсказуемостью, жаждой
крови, зрелищ, эгоистичного секса. И любви, черт побери. Его защита и утешение,
пусть и ложные – два вольноотпущенника. Все остальные – враги. Рыба гниет с
головы, да.
Льют. Его
телесная неполноценность и вполовину не так ужасна, как душевная. Безумец,
ставший преданной собакой жестокого, безжалостного, равнодушного к чужой боли
честолюбца. За ласковое слово и косточку. Потеряв потенцию и Дар, он, в своем
воспаленном мозгу, воображает себя женщиной. Сестрица Льют. Я чувствовала вкус
его безумия на языке, ловила запах – кухни, мужского пота и приторных тяжелых
женских духов. Страшно.
***
А какая там
любовь, бога в душу мать... Ни одного
прямого полета стрелы, все – тайными тропами, переливами, сложно, больно,
оглушительно. Прекрасно.
Данет,
попавший в рабство после того, как любимый мужчина взял его силой и уехал.
Данет, пронесший горячую ненависть через годы, присыпав ее тяжелыми камнями
любовь. Недоверие, настороженность, привычка лгать на каждом шагу, отчаяние,
нар – и нечеловеческая потребность поверить и простить.
Доно,
обнаруживший благодаря мороку Инсаар, что ничего для него не кончилось после
Архии, что ни жена, ни дети не помогли выкинуть из сердца Данета. Доно, идущий
к императорскому венцу не только ради спасения своей страны, но и из-за него,
"маленького". Потому что иначе вольноотпущенника не спасти из спальни
Кладия.
Мариан,
полюбивший статую неизвестного мужчины. И вдруг, после всех ужасов и
издевательств, встретивший живое воплощение своего чувства там, где и не чаял.
Эвник,
зовущий своего Зенона даже в нескончаемом бреду плена и насилия.
Луциан,
потерявший Каста, не пожелавший самому себе признаться, что чувствовал много
лет назад и почему сейчас его сжирает заживо одиночество. Луциан, нашедший на
грязных улицах города смертельно избитого мальчишку, из-за которого вдруг
увидел весну.
Есть в Искрах
и иное.... Однако, если чувство Амалу, пусть и не тронуло меня особо, но
оставило ощущение чего-то хорошего, то Юний, Кладий, Льют... Говорят:
"Любит, как умеет". От их любви хочется бежать за тысячу верст. И
говорить о ней не буду. Каждый, кто прочитает, увидит по-своему.
***
Я теперь
очень жалею, что не получилось читать по мере выкладки. Мне бы хотелось по
каждому кусочку думать и говорить, по каждому персонажу... 350 страниц на руках оказалось. И ни одного
проходного момента. Аналитик из меня аховый, ага. Я лишь хочу сказать... Эту
трилогию не просто нужно прочитать. Если вы пройдете мимо – потеряете очень много. Праздник для ума,
сердца и души. Честное слово.
|