ЭСТЕРИС Э "ИСКРЫ В ПУСТОТЕ"
Когда автору
удается создать живописный и обоснованный мир, харизматичных и привлекательных
героев, то совсем не удивительно, что ему часто совсем не хочется покидать его
и их. Не без опасения взялась я прочитать «Искры в пустоте» после столь
понравившихся двух первых романов Смолки.
Однако автор
умело воспользовался широко известным в фэнтези приемом, когда продолжение не
является, собственно, продолжением. В «Искрах в пустоте» присутствуют многие
персонажи первых двух романов. Однако они или становятся эпизодическими вместо
главных (как Илларий и Север), или читатель видит их совершенно с другой
стороны, непривычной и неожиданной, как Луциана. И, конечно же, основное место
действия. Из окраины империи мы попадаем в ее столицу. Авторский мир становится
еще более проработанным, события в нем рассматриваются с разных точек зрения.
Что
привлекает?
Довольно
неожиданный ГГ. Данет Ристан, которого в первых двух романах мы видим как
«императорскую подстилку», ловкого интригана, успешного купца, неплохо
обманывающего своего господина для личного обогащения, – и только, оказывается
способен на громадные изменения личности. Мы видим, как меняется не только его
характер, его положение в политической жизни, но и цели. Начав с самой простой:
выжить, выбраться из рабства, Ристан переходит к цели, которую можно обозначить
как «месть», причем месть не конкретному обидчику, а всей империи в целом, но,
узнавая, если можно так выразиться, устройство мира, приходит к иной цели:
cохранить Меру, сохранить империю как оплот этой меры, но сохранить измененной,
стремящейся к движению вперед, позволяющей людям добиваться успеха, если у них
есть способности и воля.
А какое
«говорящее» имя – да-нет…
Что еще
привлекает в этом герое – так это то, что ему удалось сохранить «искры в
пустоте», человеческие чувства, способность бороться до конца, понимать и
сопереживать, несмотря на то, что его негласная власть оказалась значительнее
той, которую могла бы дать любая официальная должность, несмотря на то, что он
постоянно был вынужден (а потом втянулся) лгать, интриговать, уничтожать своих
противников. Привлекает его открытость новому.
И такая же
открытость новому у его любимого – «императора легионов» Донателла.
Да, в их
отношениях имеется темное пятно (к слову сказать, типично слэшевое
изнасилование), которое, понятное дело, понадобилось автору для обоснования
непростоты отношений любимчика свергаемого императора и императора будущего. Но
это так, мелочи, вроде «губ, распухших от поцелуев».
На самом деле
проблема: способен ли человек, волею обстоятельств и личных способностей
попавший «из грязи да в князи» не занестись, не потерять человеческое в себе –
очень серьезна.
И другая
проблема: кто эффективнее изменит систему к лучшему: деятель со стороны, тот,
кто пойдет чисто путем ломки, или «человек изнутри», старающийся сохранить
дельное из прежнего. Революция или эволюция? И, между прочим, модель,
рассматриваемая в романе, показывает, что эволюция эффективнее (хотя чисто
эволюционным путь Донателла назвать нельзя, слишком много крови, практически
гражданская война). Но, тем не менее, хочет он не разрушить до основания, а
исправить, как хирург, удаляющий пораженные ткани.
А роман
Смолки оптимистичен. Так же, как и предыдущие два. Потому что в нем
показывается, что «воля и труд человека дивные дивы творят», что можно, можно в
давящей пустоте сохранить и здравый смысл, и обрести достойную цель, и даже
любовь.
Надежда…
Именно этого так часто хочется от книги. Потому что чисто негатив задолбал уже.
Потому что его, этого негатива, и в реальной жизни девать некуда.
Еще пара
вещей, которые показались интересными. Рассказ про Юния и его «служение Инсаар»
кажется эффектной сатирой на тоталитарные секты, в немеряном количестве
расплодившиеся сейчас. А потом понимаешь, что этот псевдобог тоже чувствовал
гибель, грозящую Городу, чувствовал бездну и пытался, хотя и совсем не так, как
следовало бы, ей противостоять (Цель и средства – тоже одна из вечных проблем).
И трагикомичная история о ребенке императора, показавшаяся мне этакой ухмылкой
в адрес слэшерского мотив MPREG, хотя сюжетно и психологически вполне
обоснованная.
Роман, как и
всякий качественный роман, сделан так, что в нем очень важны и интересны
детали. Осталось пожелать автору найти какое-нибудь зарубежное издательство...
|