ХЕЛЬГРИН РЕЦЕНЗИЯ ИЛИ ЕЕ ПОПЫТКА НА "ДАРЫ..."
«Даров не
возвращают».
Если текстам
можно придавать какую-нибудь графическую форму, то этот точно будет похож на
конус. Начало, завязанное на вечной сюжетной смычке «политика-религия-личность»
очерчивает, казалось бы, совершенно ясный и понятный сюжетный круг. Однако на
основные сюжетные линии нанизываются подробности, которые в свою очередь
развертываются в новые сюжеты, новые сюжеты сплетаются в смысловую подоплеку,
оказываясь непосредственно связанными с глобальными истоками описываемого мира.
Если уж
начало рассуждения о тексте ушло в область сюжета, то эту тему можно и развить.
Сами по себе сюжетные коллизии нельзя назвать особо новыми или оригинальными.
Власть-предательство, жертвование близкими во имя общего блага, раскаяние в
совершенном, предательство во имя добра, антиномия силы и разума… Но тем не
менее в основополагающие вопросы бытия, которых в любом хорошем тексте обычно
количество немалое, включены подробности и детали (причем обширные) дающие и новый
поворот и новый ракурс, и подогревающие читательский интерес.
Собственно
говоря, чего ждет искушенный читатель от хорошего качественного текста? Не
запредельной новизны – да и какая в эпоху постмодерна новизна? Когда реципиент
пошел искушенный и удивить его ничем решительно невозможно. А качества,
сдобренного новыми поворотами, новым вИдением, прописанностью мира. Что
касается последнего, то даже придирчивому глазу ухватиться не за что ни с
первого, ни со второго раза. Да, в тексте достаточное количество новых понятий,
обозначений и терминов. Однако автор вводит читателя в мир постепенно, отнюдь
не желая огорошить его с первых абзацев и заставить вести словарь терминов и
понятий. Сюжетные повороты постепенно выплетают ткань повествования, в которой
органично уживается и абсолютно новая картина мироздания, мифологически
мотивированная. Читатель может начать догадываться о чем-то, и ответы на его
догадки будут приходить по ходу повествования неспешно, не давая остынуть
интересу, скорее – подогревая его.
Мифологическая
подоплека действия возводит нас к моменту сотворения мира и осмыслению его
основных законов. Заключенная в последних главах, она уравновешивает и
объясняет и экшн начала романа, и любовные линии. Причем, если снова вспомнить
о постмодерне, то мифологическая основа мира (а вымышленный мир без религии и
основных законов – тот самый пресловутый колосс на глиняных подставках)
продумана и базируется на совершенно понятных нашим архетипам представлениях.
Здесь есть все – и равновесие и хаос, и любовь как пища мира и отдача этого
мира. Боги и люди, и одни без других существовать не могут, как и положено
живущим в мире по шопенагуэрским законам, – ибо, если не будет осознания богов,
то, как и где они будут существовать. Преломление любви, органично включившее в
себя однополые отношения, оформлено непривычным нашему глазу образом. Когда
любовь плотская – не сокрытое и
постыдное, а радость тела призвана не ради размножения. Любовь в мифе этого
мира ценна сама по себе – без великой идеи продолжения рода, без ощущения
нечистоты. То, что дано миром, не может быть нечистым, и никто не берется
«святить то, что и так от века свято».
На любви
человека и мира и строятся любовные линии. Союз политический и дружеский
завершается любовным поединком, и это связывает крепче слов, законов и
подписей. И нарушивший его поплатится не клеймом предателя и собственной
совестью, а разладом с миром, законы которого нарушил, и – закономерно –
жизнью.
Любовь,
пожалуй, не меньший двигатель сюжета «Даров», чем тройка главных героев. И автор
показывает разные ее виды. Самопожертвование, братскую любовь, сыновнюю, любовь
племени и вождя, любовь к знаниям и любовь платоническую. Вне зависимости от
того, какими целями движимы героя при совершении тех или иных поступков, любовь
все равно скажет свое веское слово, внесет коррективу в ткань жизни братьев и
Лара, потому что такова суть описываемого мира.
Не хотелось
бы, однако, чтобы эти слова можно было трактовать в том смысле, что речь идет о
любовном романе. Потому что, несмотря на качество и количество прописанных
любовных сцен, – они не главное. В тексте вообще очень трудно выделить главное
и второстепенное. Все важно, каждая деталь играет роль, каждый поступок
«стреляет» рано или поздно, и крохотная железка, память о детстве Брена,
становится тем самым рычагом, при должном нажатии на который можно перевернуть
мир.
Что
удивительно, автор не идет по традиционной схеме, «было плохо – сделали лучше,
и стало всем хорошо». Напротив, – автор
переосмысливает традицию начала романа. И прописная истина «отцы знали, что
делали» подтекстом проходит во многих сюжетных поворотах. Здесь задействованы и
приемы классической драмы – предсказание, невыполнение предсказания,
рок-ананкэ, витающий над миром и, наконец, новое равновесие, включившее в себя
и исконные заветы, и новое осмысление. Если брать только эту линию, то можно
было бы, наверное, сказать, что от слепого подчинения высшим законам, которое
приводит к катастрофе прежде всего душевной, герои приходят к осмысленному
следованию этим законам. И именно это рациональное осмысление придает старым
законам новую жизнь и настоящую необходимость.
Тройка
главных героев – а при прописанности каждого из персонажей, в том числе и
второстепенных, хочется все же сказать о них – тоже почти мифологична.
Справедливый воин-боец, почти варвар, надежда племени, которого можно
охарактеризовать тем самым клише насчет «груза ответственности на молодых
плечах». Тонкий интеллектуал, великолепный политик, стремящийся отринуть
чувства и подчинить их политической необходимости, и в конце концов охотно
отдающий себя в их власть. И младший Брен, блудный сын лонгов, олицетворяющий
концепцию раскаявшегося сына, самого любимого и самого тонко чувствующего
именно из-за собственных ошибок и страданий.
Взаимоотношения
этой троицы героев перемешаны в сложной схеме ипостасей – братской любви,
политики, блага народа, интеллектуальной привязанности. Символично, что Лар
сначала сближается с Бреном, и любовь – братская(!) – к неожиданному тонкому и
умному сыну враждебного племени, готовит ту самую почву, на которой вырастет
новая любовь. Любовь-союз, любовь-победа, любовь-гармония. Отношения Севера с
первым своим карвиром меняют и «варвара», заставляя и его пересмотреть какие-то
ценности в жизни, причем подспудно, не осознавая этого. Сила и обратная сторона
силы, разум и изнанка разума, и любовь-доверие как кульминация эволюции этих
героев. Брену предстоит намного более сложная борьба – не только с самим собой
– это проходит каждый герой. Но здесь борьба еще и с собственной любовью, с
законами мира, которые приходится ломать, чтобы оставаться самим собой,
мыслящим и разумным. Можно твердо сказать, что этот герой – герой постоянного
выбора. И на этом выборе строится вся его частная сюжетная линия.
Ну и под
конец хотелось бы отметить те «фишки» в тексте, которым радуется искушенный
читательский глаз. Язык и стиль, вкрапления римской поэзии, названия,
возводящие нас к разным периодам истории и общую интеллектуальность
повествования.
Автору и бете
мое большое спасибо!
|