КРЕЙДИ
Трилогия «Мир Инсаар» Смолки Сентябрьской
Сразу оговорюсь, что разобью ее тут на 2 части – 1) «Даров не
возвращают»+ его непосредственное продолжение «Свитки памяти» и 2)«Искры в
пустоте».
Для удобства буду называть их также «Начальная дилогия» и «Третий роман».
Перед тем, как начать писать отзыв, вспоминала фэнтези-произведения, написанные
на «фундаменте» античного, а не, скажем, средневекового мира (сейчас стало модно
создавать миры фэнтези, коррелирующие с 19 и чуть ли не с 20 веком).
«Пропавший легион» Тертлдава – не катит, там есть римляне, но попадают они в
мир, очень похожий на Византию.
«Сарантийская мозаика» Кея – тоже Византия, пусть и ранняя.
«Алмазный меч, деревянный меч» Перумова – кое-какие детали, в основном военные,
«римскоимперского» мира, вплетенные в традиционное фэнтези-средневековье.
Отыскала еще северо-западовский томик Э. Дэвидсона, роман «Феникс и зеркало» –
да, античность, но такая скучная и невыразительная…
В мире Инсаар античность чем-то напоминает земную – можно отыскть «Рим»
«кельто-германских варваров» «Грецию» – но многим страны и народам трудно
подобрать аналоги в нашем мире. А уж когда автор постепенно вводит в текст все
больше деталей – сходство с нашим «древним миром» все дальше отходит на задний
план.
Кто же такие Инсаар? Люди считают их богами, но это древняя, малочисленная и
очень не похожая на человечество раса, обитающая в том же мире и считающая себя
за этот мир ответственной. Нет, на эльфов абсолютно не похожи. Автору удалось
показать сделать Инсаар не только оригиальными, но и живыми, в них верится.
Но трилогия все же рассказывает в основном о людях, хотя их взаимоотношения с
Инсаар – важная часть сюжета.
Действие в «Дарах»&«Свитках» и «Искрах» происходит и параллельно, и
последовательно сразу. В начальной дилогии рассказано о событиях на границе
империи с варварскими племенами, в 3-м романе – о самой империи Риер-Де.
Действие «Искр» начинается примерно во время окончания основной сюжетной интриги
«Даров»&«Свитков», но в них немало воспоминаний героев о себе и о других – перед
нами проходит если и не вся их жизнь, то уж точно – самые важные ее моменты.
Герои, третьестепенные или просто упоминаемые в 1 части – в «Искрах» становятся
главными, и наоборот, прежде главные персонажи отодвигаются, что позволяет
увидеть их ну очень со стороны – ну так «большое видится на расстояньи!»
И в целом, в плане сюжета, 1 и 2 части «Мира Инсаар» перекликаются,
переплетаются когда ожидаемым, а когда и неожиданным образом.
2 имхи, за которые меня в натуре покусают.)))
1) Вещи достойны опубликования, черт, да они должны быть напечатаны! «Мир Инсаар»
гораздо сильнее, чем подавляющее большинство фэнтезийной книгопродукции.
2) У «Даров» и «Свитков» есть один недостаток – они чуть-чуть уступают более
ярким «Искрам». Только потому, что автор растет на глазах.
Да, очень многое, особенно отношения героев, и в «Дарах» описано так, что
захватывает дыхание; просто… они, отношения эти, несколько превалируют над всем
остальным. Хотя «Дары» по-своему прекрасны. Это постепенное погружение в
описываемый мир, в мысли и чувства сильных, талантливых, красивых людей, в
противостояние с казалось бы всемогущими, наводящими ужас Инсаар… И кульминация,
и понимание, что героям дальше будет ох как непросто – и затем отвечающие на
вопросы ненасытных читателей «Свитки памяти» – повесть о том, что было потом,
как непросто складывалась жизнь аристократа-имперца Иллария Каста, молодого
вождя варваров-лонгов Севера Астигата, младшего брата Севера – Брендона…
Но «Искры» еще сильнее «Даров» и «Свитков». Это ж здорово, автор растет, пишет
все лучше и лучше! Это полноценный, полнокровный роман, где всё – живое и
настоящее. Люди, улицы, дома, складки ткани, пролитое вино, запахи металла и
кожи – все ярко, зримо, объемно.
Пятеро главных героев «Искр» показаны в развитии, со всеми их достоинствами,
недостатками, слабостями и привычками. Автор показывает их и «извне» – глазами
других персонажей, и «изнутри» – и для этого необязательно героя делают
рассказчиком. Несколько разных точек зрения + откровенность самого персонажа – и
вот полководец Донателл Корин не менее нам близок и понятен, чем один из
основных репортеров – «красавец и умниц» вольноотпущенник Данет Ристан. Именно
поэтому им так сопереживаешь – они же настолько реальны! Да и менее красочно
очерченные действующие лица обрисованы пусть немногими, но яркими мазками.
В общем, очень завидую тем, у кого путешествие в Мир Инсаар еще впереди.
Да, это то, что называется «слэш-ориджинал». Гомоэротика присутствует, притом
высокорейтинговая.
А по мне эта трилогия – прежде всего сильное психологическое фэнтези. Ну, и не
только психологическое, конечно.
|